MAURICE PILLARD VERNEUIL (1869-1942)
152 года назад, 29 апреля 1869 года в Сен-Кантене (Франция) родился Морис Пиллар Вернёй - искусствовед, дизайнер и иллюстратор, одна из самых значимых фигур стиля Ар Нуво.
Морис Пийяр Верней поступил в 1888 году в Национальную школу изящных искусств в Париже на архитектурный факультет. Параллельно обучению он живо интересовался различными областями прикладного искусства, например эмалями. Заинтересовавшись бурно развивающимся искусством орнамента, он поступил в 1892 году в школу Герена, где прошел курсы декоративной композиции у Эжена Грассе, который значительно повлиял на Вернейя. Сильное влияние на него оказало также модное в тот период японское искусство, с его любовью к внимательному изучению природных форм. Это сильно сказалось на тематике его орнаментальных композиций, а также их стилизации и колористике. Он выпускает книги о животных формах в декоративном искусстве "L'Animal dans la Décoration" (1897г.) и адаптиации природных форм для трафаретов "L'Ornementation par le Pochoir" (1898г.)
В 1903 году выходит его книга с длинным названием "Etude de la plante : son application aux industries d'art : pochoir, papier peint, étoffes, céramique, marqueterie, tapis, ferronnerie, reliure, dentelles, broderies, vitrail, mosaïque, bijouterie" в которой он исследует пластические характеристики разных растений и возможности создания на их основе орнаментальных композиций для различного применения. Интересно то, что Вернёй в этой книге даёт практические рекомендации по составлению разных типов орнамента - паттернов, бордюров и розеток для прикладного их применения в разных видах декоративного искусства - от керамики до витражей. На основе этого фундаментального труда вышло издание Уильяма Вилера, которое переведено на русский и называется "Декоративные цветы по работам М. П. Вернейя", где можно почитать некоторые выжимки из его идей.
После Первой мировой войны он покинул Париж и поселился в Женеве, а затем с 1921 года до своей смерти в Ривазе со своей женой Аделаид Верней де Марваль . В его мастерской обучаются многие студенты, в том числе Амеде Озенфан. В 1922 году он вместе с женой отправился в длительное путешествие по Восточной и Юго-Восточной Азии, где открыл для себя декоративное искусство Явы, Камбоджи , Индонезии и Японии. После этой поездки, в 1925 году выходит его альбом абстрактных узоров " Kaléidoscope : Ornements abstraits, quatre-vingt-sept motifs en vingt planches", который представляет собой уход от плвности линий модерна и переход к стилистике Ар Деко.
За свою жизнь Пиллар Верней успел посотрудничать со многими журналами об искусстве, в том числе Эжен Грассе нанял его для иллюстрации журнала "Art & Décoration", в котором Вернёй опубликовал ряд статей с иллюстрациями к ним. Также он поучаствовал в создании коллективного сборника "Combinaisons ornementales" 1910 года, которое считается эталоном орнамента стиля Ар Нуво.
#AP_artist #AP_art_nouveau #AP_ornament